Экстремальщик
( )
07/02/2014 00:08:05
Re: Да, у меня турбо-дизель (+)

Цитата:

вы покатайтесь вечерком побыстрее, а потом остановитесь - откройте капот и посмотрите на турбину - она будет раскаленного красного цвета.
согласен ,что давление наддува ниже, тем. горения тоже, но турбина точно так же раскаляется под нагрузкой и затем неравномерно остывает при выключенном моторе, что на дизеле , что на бензине. ну и соотв. происходит то, с чем все борятся установкой турбо-таймера.




Нет, ни ночью, ни очень тёмной ночью, улитка турбины на дизеле не бывает раскалённого красного цвета.

Хоть и принцип действия у турбин на бензиновом и дизельном двигателях одинаковые, но на дизеле турбина низкого давления и температура выхлопных газов дизельного двигателя гораздо ниже. При оборотах 1500-2000 всего 100 - 150 градусов. Если топить постоянно на максимальных оборотах 4000, что даже теоретически трудно представить, то достаточно 1-2 минут работы двигателя на холостых оборотах, чтобы турбина остыла больше, чем на бензиновых двигателях с турботаймером. Обычно 1 минута как раз уходит на припарковаться.

Цитата:

но в автомобилестроении слова компрессор и турбина никуа не синонимы. вы то все же про компрессор или турбину? хотя я не слышал о компресоорных дизелях.




Собственно, в просторечье турбокомпрессор называют турбиной. На самом деле "турбина", то бишь турбокомпрессор, состоит (грубо) из двух частей - собственно из турбины и компрессора, которые сидят на одной оси. Соответственно, турбина нагревается выхлопными газами и трением в паре ось/пошшипник, а компрессор нагревается процессом создания давления воздуха и опять же - трением в паре ось/подшипник.

Собственно, для долговечности всего узла турбокомпрессора не важно как он остывает - равномерно, или неравномерно. Это важно скорее для головки блока. А для турбокомпрессора важна температура в паре ось/подшипник. Когда между осью и подшипником проходит под давлением масло, оно не только смазывает эту пару, но и охлаждает. Если турбокомпрессор остановить при работе с полной нагрузкой, когда он максимально разогрет и прекратить подачу масла, то пара ось/подшипник перестанет охлаждаться, масло между осью и подшипником перегреется настолько, что приведёт к его "коксованию".

Впрочем, сразу от этого турбокомпрессор не сломается. При последующем старте, опять пойдёт масло, "кокс" смоется, но, конечно, зашлифует немного поверхности и осядет немного на каналах подачи масла. Чтобы вывести турбокомпрессор из строя, нужно воспроизвести много таких циклов, особенно учитывая, что любой турбокомпрессор создаёт избыточное давление, которое сбрасывается до нужных величин. То есть снижение эффективности турбокомпрессора становится заметным только тогда, когда ему каюк.


Возвращаясь к турбокомпрессору на дизеле - на дизеле турбокомпрессор не разогревается до такого состояния, чтобы перегреть синтетическое масло, предназначенное для таких двигателей. Эта проблема может иметь место в редких случаях, когда масло используется полусинтетика, или минералка, или масло не меняется по регламенту, или заливается какая-нибудь палёнка подешевле, водятел гонит на 4000 оборотах, резко останавливается и моментально глушит двигатель - и так много-много раз на протяжении 100 тысяч километров.

Таким образом - теоретически возможно загубить турбокомпрессор на дизельном двигателе.

Но практически это маловероятно. Поэтому турботаймер для дизеля неактуален.