Вых
( )
26/01/2013 18:32:48
03. Вальпараисо. Разноцветный город фуникулеров и троллейбусов

Вальпараисо – крупнейший порт Чили, база ее военно-морского флота, а также второй по значению город страны. Если президент Чили располагается в столице, то парламент находится именно в Вальпараисо.

История Вальпараисо восходит к XVI веку, но стратегическое значение город приобрел со второй половины XIX века как место захода судов, курсирующих между Атлантическим и Тихим океанами. После обретения независимости, Вальпараисо стал главным финансовым и торговым центром Чили, привлекая иммигрантов с многих европейских стран, в основном из Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии и Италии. Город называли «маленьким Сан-Франциско» и «жемчужиной Тихого океана», многие его жители до сих пор могут разговаривать на немецком, французском, итальянском и английском языках. Золотой век Вальпараисо закончился с открытием Панамского канала (1914 год), большинство судов перестали путешествовать через Магелланов пролив, и значение порта существенно уменьшилась.

Большинство диковинок этого города лично для меня связано с его транспортной системой. Первое что бросается в глаза, пока автобус лишь подъезжает к автовокзалу – это троллейбусы.



Достаточно непривычно видеть этих мастодонтов из 60-х годов прошлого века в современном латиноамериканском городе.

Но самый удивительный транспорт в Вальпараисо, его визитная карточка, то, благодаря чему город включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – это его фуникулеры (ascensores), выполняющие функцию общественного транспорта, соединяя районы на вершинах крутых холмов с нижней частью города.



Побывать в Вальпараисо и не прокатиться на фуникулерах, все равно, что посетить Венецию и не поплавать на гондоле. Первый фуникулер построили в 1893 году (фуникулер Артиллерия, он до сих пор эксплуатируется),



последний – в 1916. С прибрежного центра города простые деревянные кабинки



под невероятно острым углом,



скрипя древними, не менявшимися более 100 лет механизмами



медленно ползут на холмы, с их крутыми лабиринтами улиц, переулков и ветхих зданий. Не менее 28 различных фуникулеров работали в Вальпараисо в начале XX века, но на сегодняшний день осталось только 15. Средняя стоимость проезда на фуникулере «в один конец» - 300 песо (20 руб.)



Не менее интересна и самая молодая транспортная система Вальпараисо – его метро. В конце XIX – начале XX веков, когда порт Вальпараписо имел для страны огромное значение, к нему вдоль побережья океана была проложена железная дорога. Со временем порт потерял свою градообразующую роль, и железная дорога оказалась заброшена. Но относительно недавно дорогу реконструировали и запустили по ней короткие 2-4 вагонные составы,



связавшие центр Вальпараисо с его окраинами, а также соседними городами - Винья-дель-Мар, Кильпуэ, Вилья-Алемана и Лимаче.



Инфраструктура метро современна и пользоваться им весьма удобно. Тариф на проезд гибко меняется в зависимости от расстояния и времени суток. Для проезда нужно приобрести за 1200 песо (77 руб.) бесконтактную смарт-карту, которая прикладывается к считывателю на турникетах в начале и конце поездки, а затем – по мере необходимости закидывать на нее деньги.

Близко познакомиться с метро нас вынудила идиотская организация пассажирского сообщения в порту Вальпараисо. Лайнер стоял практически в самом центре города, едва ли не упираясь своим носом в центральную площадь Сотомайор с расположенным на ней главным штабом чилийских ВМС



А вот пассажирский терминал был расположен на самой окраине города, в непосредственной близости от остановки метро Baron. Выходя с корабля, мы в добровольно-принудительном порядке садились в бесплатный Shutlle-Bus, который вез нас несколько километров в пассажирский терминал, откуда мы на метро возвращались в центр города. Возвращение на корабль происходило в обратной последовательности. Так что за 2 дня стоянки в Вальпараисо мы поездили на метро изрядно, в том числе ездили и в соседний город – Винья-дель-Мар. В итоге за все время на проезд у нас ушло лишь 2200 песо (140 руб.).

Что еще помимо транспорта есть интересного в Вальпараисо?
Во-первых, сам город. Его лабиринты узких, извилистых улиц, карабкающихся на окружающие залив холмы и очень часто заканчивающихся тупиками. Выкрашенные в разнообразные яркие цвета дома. Возможно, большинство туристов не будут в восторге от ветхости многих домов, мусора, грязи, сквозящей бедности, многочисленных трущоб и возможно, соответствующего им высокого уровня преступности. Но лично меня весьма прикалывает войти в облезлый подъезд разрисованного граффити старого дома и вдруг увидеть там паркетный пол, лепнину и резные лестничные перила…









Во-вторых, военно-морской музей Чили



Расположен он на «втором ярусе» города, в непосредственной близости от верхней станции самого известного фуникулера – Артиллерия, в части здания, занимаемого какими-то подразделениями командования Чилийских ВМС. Очень богатая экспозиция, рассказывающая об истории чилийского флота с середины XVIII века вплоть до наших дней.







Естественно, вся экспозиция на испанском, но для интересующегося темой человека это не помеха, и если позволяет время, в залах музея можно провести не один час. Стоимость посещения – 700 песо (45 руб.)

В третьих, ночная жизнь. Попробовать ее, к сожалению, не довелось, но в крупнейшем портовом городе страны она есть – ее просто не может не быть, ее следы видны повсюду





И наконец, кошаки. Они в Вальпараисо везде! Как сухопутные домашние …



… так и дикие морские!





Ну и, конечно же, находясь в Вальпараисо, нельзя не использовать шанс и не посетить расположенный всего в нескольких километрах популярный курорт Чили – Винья-дель-Мар. История Виньи (как называют город чилийцы) берет начало с 1874 года, когда богатые жители Вальпараисо и Сантьяго открыли для себя магию летнего отдыха в этом месте. С тех пор город по-прежнему остается самым популярным местом отдыха чилийцев, посещающих его в течение лета в самый пик сезона с декабря по февраль. Ухоженные газоны, более современная архитектура и переполненные отдыхающими песчаные пляжи Винья-дель-Мар разительно отличают его от ветхих улиц соседнего Вальпараисо.
Вот тока если кто и купается на этих пляжах – то лишь местные мальчишки-серферы. В гидрокостюмах. Ибо течение Гумбольдта, несущее холодную воду от Антарктиды вдоль побережья Латинской Америки, делает условия для плаванья мягко говоря не совсем комфортными независимо от сезона, даже в летнее время. Но нам, русским, два дня назад прилетевшим из заваленной снегом далекой северной страны какой-то там Гумбольдт даже не по ху@, а еще более безразличен! Разбегаюсь и с криком «За Родину! За Сталина!» кидаюсь в ледяные воды Тихого океана. Свершилось!!! Ровно 10 лет назад, в январе 2003 года, в Австралии я осуществил одну из своих мечт, и окунул свою жопу в последний, пятый, Тихий океан! И вот теперь я повторяю это на его противоположном, восточном берегу! Теперь моя жопа побывала не просто во всех океанах мира, но на всех их берегах!

Когда вылезал на берег, заметил что большинство загорающих на пляже удивленно пялятся на меня. Подошел маленький мальчик, спросил из какой я страны. Гордо отвечаю – «Русо! Хули, бл@! На Крещение в проруби плавать – это вам не здесь тюленей пугать!» Вряд ли он что-то понял, но уважительно провожал взглядом…

А я в метро – и на корабль. Ибо через пару часов круиз начинается!