В четверг ночью в ДТП погибли губернатор Костромской области Виктор Шершунов и его водитель Владимир Цветков. Это произошло примерно в 00.40 на 76-м км Ярославского шоссе, недалеко от Сергиева Посада. По первоначальным данным ГАИ, Ford Focus, выехавший на встречную полосу, ударил в лоб представительский Mercedes S 430 губернатора, направлявшийся в сторону Москвы на высокой скорости. От сильнейшего удара лимузин чиновника несколько раз перевернулся. Машина была, по словам очевидцев, повреждена крайне серьезно.
Несмотря на сработавшие в «Мерседесе» подушки безопасности, губернатор и его водитель погибли на месте.
Водитель «Фокуса», 32-летний житель Ярославля Андрей Никифоров, с множественными травмами доставлен в больницу Сергиева Посада – он жив и сейчас находится в реанимации. Его состояние врачи характеризуют как «стабильное, но крайне тяжелое». Сотрудники правоохранительных органов намерены допросить Никифорова, как только его здоровье позволит это сделать.
На данном этапе следствию кажется странным то обстоятельство, что «Форд Фокус» ехал ночью по встречной полосе, сообщили «Газете.Ru» в прокуратуре Московской области. Одна из версий, первоначально высказанная сотрудниками ГАИ, – водитель «Фокуса» мог уснуть за рулем. Прокуратурой Московской области пока возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 264 – нарушение правил дорожного движения, повлекшее гибель двух и более лиц. «Дело передано в следственное управление при прокуратуре Московской области. Если разбирательство не потребует длительных экспертиз, то закончится через два месяца», – сообщила пресс-секретарь прокуратуры МО Елена Рассохина.
Главный вопрос заключается в том, почему пассажиры дорогого представительского седана Mercedes S-Кlasse погибли, а водитель скромного «Форда» остался в живых.
Эксперты объясняют это тем, что губернатор и его водитель не были пристегнуты.
Руководитель Центра контраварийной подготовки водителей «Мастер-класс» Александр Колонтай рассказывает: «Наша организация регулярно тренирует водителей кортежей российских чиновников. И каждый раз я слышу одно и то же: чиновники не пристегиваются принципиально. Более того, они запрещают пристегиваться и своим водителям, – поясняет эксперт. – Таков уж российский менталитет. Они считают, что пристегиваться – значит, позорить хорошую машину».
Что до самих автомобилей, говорит эксперт, то новый Focus-II и старый Mercedes S-Klasse с 220-м кузовом, внутри которого находился губернатор, по уровню безопасности в целом сопоставимы. Ford Focus отвечает стандартам Euro IV и гарантирует сохранение жизни на скорости (по сумме показателей обоих участников движения) 64 км/ч. Mercedes проходит по нормам Euro III и гарантирует жизнь на скорости 56–58 км/ч. На более высокой скорости от резкого торможения возникают слишком сильные повреждения внутренних органов.
«Ford Focus – безопасный автомобиль, но если бы пассажиры «Мерседеса» были пристегнуты, то вероятность выжить у них была бы такой же, как и у водителя «Фокуса». Подушки и ремни безопасности могут эффективно работать только в паре. В том случае, если ремни не пристегнуты, подушки не обеспечивают пассажирам должной защиты», – считает Колонтай. То, что губернатор Виктор Шершунов не жаловал ремни безопасности, подтверждают и его коллеги.
Озадачены случившимся и в немецкой компании Daimler AG: производители Mercedes через своего генерального импортера в России – «Даймлер-Крайслер Автомобили РУС» – предлагают помощь в расследовании обстоятельств гибели губернатора, сообщает РИА «Новости».
«Если от следственных органов к нам поступит соответствующий запрос, то наши специалисты, безусловно, готовы провести диагностику поведения активной и пассивной защиты автомобиля в момент ДТП», – заявила пресс-секретарь «Даймлер-Крайслер Автомобили РУС» Елена Дивакова. Она отметила, что если возникнет необходимость, то представители завода-изготовителя могут провести дополнительную, более тщательную диагностику оборудования в Германии.
По ее словам, специалисты Mercedes-Benz готовы выехать в необходимое место для проведения диагностики автомобиля и оказания помощи следствию.
Депутат Госдумы и правозащитник Виктор Похмелкин допускает и то, что водитель губернатора, мчавший шефа на совещание в Росатом, мог нарушить не только тот пункт правил, что обязывает водителей и пассажиров пристегиваться:
«Этот случай нужно тщательно разобрать, но череда «VIP-аварий» последних двух недель не может быть простой случайностью – это уже тенденция». По мнению правозащитника, факты говорят о том, что в нашей стране регулярные нарушения ПДД лицами, которые имеют на это официальное разрешение, приводят к трагическим последствиям. В этой связи депутат вспоминает аварию с участием кортежа председателя Верховного суда 10 сентября и трагическую гибель советника Германа Грефа Игоря Конькова и еще двух людей ночью 14 сентября.
«Кто бы ни пострадал от несоблюдения ПДД, эта трагедия и другие похожие случаи последних двух недель – лишнее доказательство, что в нашей стране следует запретить кому бы то ни было, кроме оперативных служб, «скорой», милиции и МЧС, нарушать правила, превышать скорость, выезжать на встречную полосу», – отмечает Похмелкин.
– Возможно, тогда представители власти наконец займутся проблемами пробок, поскольку сами будут вынуждены в них стоять».
Два дня назад Похмелкин направил генпрокурору Виктору Чайке депутатский запрос с предложением взять под личный контроль два последних громких ДТП – с участием «Мерседеса» сопровождения председателя Верховного суда Лебедева и странные события на Кутузовском, в результате которых погиб советник германа Грефа Коньков. «Пока ни официальной, ни неофициальной реакции на мой запрос из генпрокуратуры не последовало. Надеюсь, что Виктор Чайка осознает всю серьезность ситуации», – резюмировал депутат.
(С)